с сайта -- саморазвитие1.рф



Веды, [в.] (из санскрита - "знание", "учение") - это собрание древних священных писаний индуизма, которые были записаны на санскрите.

http://i19.servimg.com/u/f19/17/85/03/68/210.jpg

Индийские в. долгое время передавались в устной стихотворной форме. Считается, что они не имеют авторов, так как были "ясноуслышаны" святыми мудрецами. в. апаурушея - несотворённые человеком, санатан - вечные, богооткровенные писания.

http://i19.servimg.com/u/f19/17/85/03/68/410.jpg


http://2.bp.blogspot.com/-MH97aEoTQ3s/VWNLtADqgiI/AAAAAAAAApQ/rS-ByapLumg/s1600/asasa.png

Этимология
Санскритское слово veda означает "знание", "мудрость" и происходит от корня vid-, "знать", родственного праиндоевропейскому корню ueid-, означающего "в.ть", "видеть" или "знать".

Как существительное слово упоминается в "Риг-веде". Оно родственно праиндоевропейскому ueidos, греческому "аспект", "форма", английским wit, witness, wisdom, vision (последний от латинского video, videre), немецкому wissen ("знать", "знание"), норвежскому viten ("знание"), шведскому veta ("знать"), польскому wiedza ("знание"), латинскому video ("я вижу"), чешскому vim ("я знаю") или vidim ("я вижу"), голландскому weten ("знать"), белорусскому в. ("знания") и русскому в.ть, изв.ть, разв.ть, отв.ть, заведовать, ведение, ведун, заведующий, невежда, невежество.


Датировка и история написания Вед

в. считаются одним из самых древних священных писаний в мире. Согласно современной индологической науке, в. составлялись в течение периода, который продолжался около тысячи лет. Он начался с записи "Риг-в." около XVI века до н. э., достиг своего апогея с созданием различных шакх в Северной Индии и завершился во времена Будды и Панини в V веке до н. э. Большинство учёных сходятся на том, что до того, как в. были записаны, в течение многих веков существовала устная традиция их передачи.

Из-за недолговечности материала, на котором записывались в. (для этого использовалась древесная кора или пальмовые листы), возраст дошедших до нас манускриптов не превышает нескольких сотен лет. Древнейшие манускрипты "Риг-в." датируются XI веком. В Бенаресском санскритском университете хранится манускрипт, датируемый XIV веком.

Индийский брахман, получивший европейское образование, по имени Бал Гангадхар Тилак (1856-1920) обосновал концепцию, что в. были созданы примерно за 4500 лет до н. э. Аргументы Б. Г. Тилака основаны на филолого-астрономическом анализе текста Вед. Выводы автора таковы: та картина неба, которую воспроизводят в., могла возникнуть лишь у людей, обитавших в приполярной области земного шара. В наши дни арктическая гипотеза сформулированная Тилаком находит всё больше поддержки среди учёных.


Классификация (деление)

1. Четыре в.

Первоначально существовала одна в., "Йаджур-в.", и она передавалась изустно, от
учителя к ученику. Но около 5000 лет назад великий мудрец Кришна- Дваипайана Вйаса (Вйасадева) записал в. для людей этого века, Кали-йуги. Он разделил в. на четыре части по видам жертвоприношений: Риг-веду", "Сама-веду", "Йаджур-веду", "Атхарва-веду" и поручил эти части своим ученикам.
1. Риг-в. - "в. гимнов"
2. Яджур-в. - "в. жертвенных формул"
3. Сама-в. - "в. песнопений"
4. Атхарва-в. - "в. заклинаний"

Ригв. ("в. гимнов") - состоит из 10522 (или 10462 в другой версии) шлок (стихов), каждая из которых написана в определённом стихотворном размере, таком как гаятри, ануштуп и т. д. Эти 10522 стихов-мантр сгруппированы в 1028 сукт (гимнов), которые, в свою очередь, сгруппированы в 10 мандал (книг). Размер этих мандал неодинаков - например, во 2-ой мандале содержится 43 сукты, в то время как в 1-ой и в 10-ой - по 191 сукте. Стихи Ригв. на санскрите называются "рик" - "слово просветления", "ясноуслышанное". Все мантры Ригв. были открыты 400-ам риши, 25 из которых были женщинами. Некоторые из этих риши соблюдали обет безбрачия, в то время как другие состояли в браке. Ригв. в основном посвящена гимнам-мантрам, восхваляющим Господа и Его различные воплощения в форме божеств, наиболее часто упоминаемые среди которых - Агни, Индра, Варуна, Савитар и другие. Из божеств Троицы в в.х в основном упоминается только Брахма (Брама, "Господь-Творец"), который в в.х персонифицируется фактически как Сам Брахман ("Бог"). Вишну и Шива на момент записи Вед упоминаются только как второстепенные божества. Фактический текст - Ригв.-самхита
Перейти в раздел Ригв.

Самав. ("в. песнопений") - сформирована из 1875 стихов, и большая ее часть, около 90%, дублирует гимны Ригв.. Гимы Ригв. отбирали для Самав. по мелодичности звучания. Самав. включает в себя мантры, которые служат для повторения священниками-песнопевцами удгатри.

Яджурведе ("жертвенные формулы") - в. состоящая из 1984 стихов, содержит мантры и молитвы, используемые при проведении ведических ритуалов. Позже из-за противоречий между многочисленными философскими школами Яджурв. она была разделена на Шуклаяджурведу ("Светлая Яджурв.") и Кришнаяджурведу ("Тёмная Яджурв."), и таким образом Вед стало пять. На момент записи Яджурв. из 17 имевшихся в древности сакх (ветвей) Шуклаяджурв. осталось 2; из 86 ветвей Кришнаяджурв. - 4. Примерно такое же соотношение утраченных текстов относится и к другим в.м. В Атхарваведе, состоящей из 5977 шлок, содержатся не только гимны, но и всесторонние знания, посвящённые помимо религиозных аспектов жизни также и таким вещам, как науки земледелия, управления государством и даже вооружения. Одно из современных названий Атхарвав. - Атхарва-Ангираса, по имени святых мудрецов и великих магов этой линии. Так возникли четыре в., хотя иногда говорят о пяти в.х с учётом разделения Яджурв. на Шуклаяджурведу и Кришнаяджурведу.
Перейти в раздел Яджурв.

Атхарвав. ("заклинания и заговоры") - в. жреца огня Атхарвана - самое древнее собрание индийских заговоров, сложенное из 5977 шлок, и созданное приблизительно в начале I тысячелетия до н.э. Атхарвав. не похожа на другие в том, что отражает бытовые стороны жизни древнейших людей, населявших Индию. Она повествует не о богах и мифах с ними связанных, а о человеке, его страхах, болезнях, его социальной и личной жизни.


2. Деление Вед на Самхиты, Брахманы, Араньяки и Упанишиды

Все индийские в. состоят из основного текста - самхит, а также трёх дополнительных разделов брахман, араньяк и упанишид. Эти дополнительные разделы большинство ведических учёных не считают частью текстов вед. Самхиты (основной текст) и брахманы относят к категории карма-канды, так называемого обрядового раздела. Араньяки (заповеди для лесных отшельников) и упанишады относятся к категории джняна-канды - разделу о знании. Самхиты и брахманы направлены на ритуальные практики, а основной темой араньяк и упанишад является духовное самоосознание и философия. Араньяки и упанишады являются базой в.нты - одной из теистических школ индуистской философии.

Самхиты - сборники мантр, представленых в виде гимнов, молитв, заклинаний, ритуальных формул, чар и т. д. и обращены к пантеону богов и богинь, которые обозначаются санскритским термином "девы", что в буквальном переводе означает "светящиеся", "сияющие" и часто переводится как "небесные существа", "полубоги" или "ангелы". Основными девами ведического пантеона, которым посвящено больше всего гимнов и молитв, являются Рудра, Индра, Агни и Варуна. К каждой самхите примыкают три сборника комментариев: брахманы, араньяки и упанишады. Они раскрывают философские аспекты ритуальной традиции и вместе с мантрами самхиты используются в священных ритуалах. В отличие от основной самхиты эта часть Вед, как правило, изложена в прозе.

Брахманы - гимны и мантры, которые используются для проведения индуистских ритуалов. Они представляют собой ритуальные тексты, воспроизводящие детали жертвоприношений и говорящие о смысле жертвенного ритуала. Они связаны с самхитой одной из вед и представляют собой отдельные тексты, за исключением Шукла Яджур-в., где они частично вплетены в самхиту. Важнейшая из брахман - "Шатапатха-брахмана", которая пренадлежит "Шукла Яджур-веде". Брахманы также могут включать в себя араньяки и упанишады.

Араньяки - заповеди созданные для отшельников ушедших в лес. Соотносятся с «третьей стадией жизни», когда глава семьи, достигнув преклонного возраста, уходил в лес, становясь отшельником (ванапрастха), и предавался размышлениям. Каждая Араньяка как и соответствующая ей брахмана, относится к одной из 3 вед. Например к традиции «Ригв.» принадлежит «Айтарея-брахмана», а к ней примыкает «Айтарея-араньяка» из 5 книг; с «Яджурведой» связана «Шатапатха-брахмана», в которой содержится «Брихад-араньяка» («Великая Араньяка»).

По содержанию Араньяки как и брахманы, раскрывают космологический смысл ведийского ритуала. Наряду с толкованием его деталей в Араньяках содержатся богословские рассуждения об их глубинной сущности, о ритуале как механизме достижения бессмертия или познания Божественного начала. В Араньяках также можно найти представление о возможности замены «внешнего» ритуала «внутренним» (например учение о «внутренней агнихотре» в «Шанкхаяна-араньяке»).

Сохранилось 4 Aраньяки: Айтареяараньяка, Каушитаки (Шакхаяна) араньяка, Тайттирияараньяка и Брихадараньяка.

Упанишады - это философские тексты, написанные на санскрите, которые являются итогом учения отдельных глав четырёх вед. Они учат нас не только принципам Атмавидьи (знания Атмана), но и освещают, как практически их постичь. Слово "упанишада" означает "постижение" и применение на практике начальных истин. Каждый текст связан с той ведой, в которой он встречается. Поучения упанишады часто подаются в контексте соответствующего ведического гимна или ритуала. Вместе взятые, упанишады имеют общее название "в.нта". Они составляют раздел, относящийся к Высшей Мудрости. В традициях в.нты упанишады упоминаются как богооткровенные священные писания, благодаря постижению которых обретается знание Брахмана (Абсолюта). Ранее насчитывалось 1180 упанишад, но по прошествии веков многие из них были забыты, и до наших дней дошли только 108. Десять упанишад приобрели особое значение как главные, или приближенные к "каноническим" упанишады. Оставшиеся 98 упанишад дополняют их и дают представление о различных вопросах миропознания.
Перейти в раздел Упанишады

По мнению учёных, составление брахман, араньяк и основных упанишад канона "мукхья" завершилось в конце ведического периода. Остальные упанишады, принадлежащие к канону "муктика", были составлены уже в послеведический период.

К писаниям на ведическом санскрите также принадлежат некоторые сутры, такие как "в.нта-сутры", "шраута-сутры" и "грихья-сутры". Учёные считают, что их составление (около VI века до н. э.), вместе с появлением в.нг, ознаменовало конец ведического периода, после которого начали появляться первые тексты на классическом санскрите в период Маурьев.


.............................................
.............................................

Остальной текст описания - по ссылке внпчпле

http://i19.servimg.com/u/f19/17/85/03/68/1210.jpg